Это должен знать каждый родитель (профилактика подросткового суицида)
Характеристика подростков с риском суицида:
- Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжёлые ситуации.
- Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти).
- Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении.
- Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения.
- Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями - алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо близких.
- Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально - психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.
- Подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.
Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:
- переживание обиды, одиночества, отчужденности, невозможности быть понятым;
- действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность; переживания, связанные смертью, разводом, уходом родителей из семьи;
- чувство вины, стыда, угрызение совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения; страх наказания, нежелание принести извинения;
- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;
- чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;
- желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации; сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.
Оценим степень риска
Наркологи выделяют такие биологические и социальные факторы, которые повышают риск приобщения ребенка к наркотикам:
- Тяжёлая беременность матери и сложные роды.
- Тяжёлые или хронические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
- Сотрясение головного мозга (особенно многократные).
- Неполная семья, то есть воспитание ребенка только одним родителем.
- Сильная занятость родителей (постоянные командировки, разъезды).
- Отсутствие родных братьев и сестер.
- Алкоголизм и наркомания у кого-либо из близких родственников.
- Психические заболевания в роду, тяжёлый характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников.
- Оценим степень риска
- Наркологи выделяют такие биологические и социальные факторы, которые повышают риск приобщения ребенка к наркотикам:
- Тяжёлая беременность матери и сложные роды.
Когда рушится семья
Ребенок всегда страдает, когда разводятся родители. Какие бы ни были причины и люди, есть правила, следуя которым, родители очень помогут своему ребенку сгладить или уменьшить психологическую травму.
- Пагубно действует не столько факт развода, но и то, как он проходит. Важно выбрать пристойную форму.
- Нужно, как можно тактичнее, объяснить ребенку, что случилось, не обвиняя никого из родителей, заверить сына или дочь в своей любви, рассказать о возможных перспективах. Скажите, что такое бывает со многими людьми.
- Бывает, что один из родителей (обычно отец), разрывает отношения с ребенком окончательно, так как имеет другую семью, уезжает или пьянствует и уже забыл о родительских обязанностях. Многие психологи считают, что ребенка нужно подготовить к тому, что отец уходит навсегда (лучше отрубить сразу, чем отрезать по кусочкам), но это утверждение спорное.
- Родителям нужно оговорить процедуру контакта с ребенком. Не надо представлять, что ничего не случилось, иначе он не сможет понять, зачем было разводиться.
- Не манипулируйте ребенком при сведении счетов с бывшим супругом. Это неизбежно приведет к психологическому проигрышу для всех.
- Не меняйте место жительства, школу, пока ребенок не привыкнет к новой для него ситуации. Сын или дочь сейчас больше, чем когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.
- Лучше не скрывать факт развода от знакомых, соседей, учителей. Подготовьте ребенка, как ответить на вопросы, которые ему могут задать.
- Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что он стал одиноким, покинутым, никому не нужным. Уделяйте ему больше внимания. Но не надо во всем потакать. Помогите ему взрослеть и быть самостоятельным.
- Подумайте, кто вам будет помогать. Придите к соглашению во взглядах на воспитание и сложившуюся ситуацию.
- Не отказывайтесь от личной жизни в пользу ребенка. За этим: стоит неумение решать собственные проблемы. Если хотите вступать в новый брак, вступайте, но учитывайте психологическое состояние малыша и его отношение к будущему отчиму или мачехе и другие обстоятельства.
- Заполните пустоту, недостаток общения, например, заведя собаку или кошку, если вы, конечно, любите животных, создайте больше возможностей для встречи со сверстниками, посещения мероприятий, секций. А если позволяют средства, отправляйтесь в путешествие.
Детей учит то, что их окружает:
Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать. Если ребёнка часто высмеивают — он учиться быть робким. Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе. Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать. Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости. Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить. Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире Любовь!
Правила общения с ребенком
- Можно выразить своё недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.
- Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для того есть основания.
- Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо того посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перестает восприниматься.
- Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
- Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».
- Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при том, возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
- Если ребенок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты справишься!»
- Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные с возможностями ребенка.
- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.
- 0 своих чувствах говорите ребёнку от первого лица, сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем и его поведении.
Гармония между домашней и школьной жизнью ребенка.
- Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
- Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
- Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
- Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат.
- Помогайте ребенку выполнять домашнее задание, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказываете их.
- Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив .книгу,- по которой поставлен понравившийся фильм.
- Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
|