Вторник
19.03.2024
15:20
Поиск по сайту
Полезные ссылки
Статистика
Онлайн всего:
Гостей: 25
Пользователей: 0
Сегодня нас посетило
Dr.Web

Рекомендательная просьба:

Перед размещением файлов на сайт проверять их на наличие вредоносного кода.

Информация

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Печать страницы
Архив записей
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №129" городского округа Самара

Педагог-психолог Бондаренко С.П.

Психологические особенности старшего подростка (9 класс)

Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.  Этот переход сопряжен с меньшим кризисом, чем переход из детства в отрочество, однако существуют определенные моменты развития, на которые следует обратить внимание. Вот некоторые из них:

Познавательные процессы:

В 9-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:

  • внимания,
  • памяти,
  • воображения,
  • мышления,
  • речи.

При переходе из 8-го в 9-тый класс у подростков наблюдается скачок в овладении такими операциями, как классификация, аналогия, обобщение и др. устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике и химии.

Рекомендации родителям: Мама и Папа, обратите внимание на результаты по математике, физике и химии. Без успехов в этих предметах невозможно развитие высокого уровня интеллекта.

Ведущий вид деятельности:

В 9-ом классе, как и в 7 – 8-х классах, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.

Рекомендации родителям: Мама и Папа, наш ребенок испытывает сильное желание быть самостоятельным и равным с вами в правах. Дерзость и нахальство с его стороны – это тоже стремление к самоутверждению. Поэтому не драматизируйте ситуацию. Постарайтесь переводить на юмор его «неотесанные» высказывания. Дайте ему эмоциональное семейное тепло, и тогда он будет благополучно развиваться дальше.

Социальная ситуация развития:

В 9-ом классе детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях или социальных сетях. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

Рекомендации родителям: Мама и Папа, если вы знаете, что компания вашего ребенка не занимается чем-то из ряда вон выходящим, то не стоит слишком оберегать его от общения. Чтобы косвенно держать ситуацию под контролем, постарайтесь наладить контакт с кем-то из моих друзей и как можно реже отпускайте его далеко от себя, например, в летний лагерь.

Мотивация:

Главная мотивационная линия 9-х классов, как и 7 – 8-х, связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Подростки продолжают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Типичной целью девятиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений, физическое развитие.

Рекомендации родителям: Мама и Папа, вашему ребенку тяжело проявлять настойчивость, силу воли и терпение, чтобы достичь созданный им идеал. Он иногда вместо того, чтобы действовать, погружаюсь в мир фантазий. Поощряйте и побуждайте его заниматься физической культурой и спортом, ходить в различные кружки и секции. Это необходимо для его саморазвития.

Новообразование:

В 14 лет начинается переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В 9-том классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе сложная задача. Еще более она усложняется в наше время – переломный исторический период. Девятиклассникам не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения, страхи и повышенный уровень тревожности.

Рекомендации родителям: Мама и Папа, вашему ребенку тяжело и страшно самостоятельно выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Поэтому как можно скорее помогите ему определиться с его профессиональным будущим. Быстрое решение этой проблемы положительно повлияет как на учебу, так и на его личностные самоощущения.

Общение:

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.

В 14 лет (переходный период к ранней юности) у подростка притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес начинают вызывать взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Рекомендации родителям: Мама и Папа, обсуждайте со своим ребенком все семейные вопросы, не скрывайте трудности, с которыми сталкивается наша семья. Все это часть взрослого мира, в который он так стремиться. Позиция: «Ты еще не подрос», - обижает и отталкивает человека, считающего себя взрослым. Объяснить ему можно все, главное – подобрать нужные слова.

Мама и папа, если он никого не приглашает в гости, не занимает телефон по вечерам, не звонит сам и никто не звонит ему (особенно во время болезни), редко ходит гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего, – можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники. В этом случае помогите вашему ребенку разобраться в причинах плохих взаимоотношений с одноклассниками и окажите поддержку в преодолении этой проблемы.

Удачи Вам!

 

Рекомендации родителям учащихся, сдающих ГИА и ЕГЭ

Рекомендации педагогам по сохранению психологического здоровья

Как повысить учебную мотивацию

В верх страницы

В низ страницы